воскресенье, 20 марта 2011 г.

Листая старые журналы...

Б.С. Боднарский.
В.Я. Брюсов, как библиограф.

...В начале 1895 г. молодой 22-летний поэт В.Я. Брюсов, тогда еще студент-филолог Московского университета, сдалал словесное заявление председателю Русского библиографического общества о желании вступить в члены Общества... Его идеей было составить библиографический словарь деятелей руской литературы в виду того, что начинания в этой области Д.Д. Языкова и С.А. Венгерова его не удовлетворяли. Результатом опытов молодого библиографа был целый ряд составленных им библиографических записей, которые В.Я. передавал в картотеку составлявшегося тогда Обществом "национального библиографического репертуара". Таким же свидетельством библиографического настроения В.Я. служит и специальный доклад его, прочитанный им в общем собрании 9 апреля 1901 г. на тему: "Материалы по биобиблиографии Каролины Павловой" (К. Павлова, как известно, была поэтесса и невеста Адама Мицкевича)... Эффектным показателем приверженности В.Я. к библиографии может служить его деятельность в "Литературно-художественном кружке", где по инициативе В.Я., как председателя Кружка, была организована прекрасная библиотека, в которой велись специальные библиографические работы... В.Я. 24 марта 1917 г. созывает в своем "Литературно-художественном кружке" специальное библиографическое совещание для принятия экстренных мер к восстановлению государственной регистрации... Уже 27 марта в результате совещания был утвержден под председательством В.Я. Комиссариат по регистрации произведений печати... В.Я. здесь [в статье "О значении библиографии для науки", опубл. в "Библиографических известиях", 1929, № 1-4] с гениальной по своей простоте ясностью доказывает истину о том, что без библиографии... невозможно делать никакой научной работы, ибо, как говорит В.Я., "каждая наука основывается на библиографии"...
Остается для полноты характеристики В.Я., как библиографа, сказать несколько слов о широте его энциклопедического образования... В этом смысле соотношение между библиографическим и энциклопедическим образованием выражается своего рода формулой, которая гласит, что можно быть библиографом, не будучи энциклопедистом, но нельзя быть хорошим библиографом без широкой энциклопедической эрудиции... Всем известна его богатейшая эрудиция в области русской литературы, - в частности он был едва ли не самым большим знатоком Пушкина. Далее, наряду с блестящим знанием главных европейских языков и литератур, В.Я. был и глубоким знатоком античной словестности... В.Я. был прекрасным математиком. При вступительных в высшие учебные заведения испытаниях В.Я. экзаменовал абитуриентов по математическим дисциплинам.
Едва ли после сказанного будет преувеличением утверждать, что В.Я. Брюсов - во всех отношениях явление необычайное.

Терцины к спискам книг.

И Вас я помню, перечни и списки,
Вас вижу пред собой за ликом ли.
Вы мне в степи безлюдной снова близки.
Я ваши таинства давно постиг:
При лампе, наклонясь над каталогом,
Вникать в названья неизвестных книг;
Следить за именами; слог за слогом
Впивать слова чужого языка;
Угадывать великое в немногом;
Воссоздавать поэтов и века
По кратким повторительным пометам:
"Без титула", "в сафьяне" и "редка"...

(Полностью статья опубликована в журнале "Советская библиография", 1933, № 1/3, с. 156-165).

Комментариев нет:

Отправить комментарий