понедельник, 19 апреля 2010 г.

Так вот ты какой, северный олень!

Выполняя очередной пользовательский запрос, случайно наткнулась на статью, которая подтвердила мои догадки (а вернее, опасения), касающиеся наших уважаемых пользователей. В данной статье приведены результаты исследования "Стратегии поиска информации взрослыми обучающимися в информационном сообществе". Исследователями были выделены три типа пользователей: пассивные, селективные и динамические. Про их особенности можно прочитать самостоятельно , но вот что главное: "Специфической проблемой становится так называемый "Парадокс производительности", когда пользователи не желают изучать основы [поиска], как будто процесс обучения замедлит достижение их первичной цели. Это относится и к нежеланию читать справочную информацию, предоставляемую программистами разработчиками программ, в данном случае - поисковых". Статья была написана аж в 2004 г. Мне стало любопытно, существуют ли какие-нибудь "свежие" работы на эту тему. Может, наш пользователь изменился, информационная культура стала выше?! Результат превзошел мои ожидания. На портале Library.ru нашла потрясающую статью:
Роуландс Ян Информационное поведение будущих исследователей (Библиотечное дело, XXI век. – 2009. – № 1 (17). – C. 222–249). Эта публикация является отчетом об исследовании, целью которого было "помочь библиотекам и информационным службам предсказать новые или меняющиеся модели поведения [пользователя] и реагировать на них соответствующим образом". Не буду опять же пересказывать, надо читать. Скажу лишь, что почувствовала себя мудрой совой из бородатого анекдота про северного оленя (в данном случае, пользователя):
Идет заяц, видит - колобок сидит.
- Здравствуй, колобок. Ты чего такой грустный?
- Я не колобок, я ёжик.
Заяц с колобком начинают спорить, советуются с другими зверьми, спрашивая их мнение, наконец отправляются к сове, как к самой мудрой.
Сова, поглядев на колобка, гладит его крылом по голове, и говорит мечтательно:
- Так вот ты какой, северный олень!

5 комментариев:

  1. Да и правильно, зачем постигать стратегии поиска нашим "оленям"? Мы (библиогафы)то на что? Зато без работы не останемся...

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за ссылку на статью "Информационное поведение будущих исследователей" - проблематика намного шире, чем описана в посте. Советую всем, кто не читал - почитать. Особенно библиотечным менеджерам и ведущим специалистам. Хочется процитировать многое, но не буду злоупотреблять, лишь разок - одна из главных задач библиотек "Стать для электронного потребителя более дружественной и менее менторской и заумной средой".
    А по поводу отношения к пользователям - почему уж сразу и "опасения". Такие же люди, в той же быстроскоростной информационной среде. Наша работа - им помогать. Мы же ходим на прием к врачам и юристам, не штудируя предварительно медицинские и юридические справочники. Современный думающий и толерантный (не хотелось написать именно это слово, но быстро не могу сообразить, какое...) библиограф - это очень и очень важная/нужная/достойная профессия/дело/увлечение/призвание. ))

    ОтветитьУдалить
  3. В "фоновом" режиме размышляю над этим постом с момента его опубликования. Но основной его пафос понять никак не могу - смущает анекдот про оленей. Ведь суть байки - это непонимание совы, кто перед ней стоит. Разве ссылка на статью Я.Роуландса открыло нам глаза на какую-то скрытую истину?.. Собственно, там изложены (хорошо и внятно) известные вещи о студентах.

    ОтветитьУдалить
  4. У кого что болит, тот о том и говорит... На тот момент никак не могла понять, почему пользователи практически не реагируют на неоднократные призывы к общению (в блоге, в обратной связи ВСС и т.д.), почему сами не пытаются искать информацию, даже когда им все разжевывают? Ответы на волнующие меня вопросы я и нашла в статье.

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить